О ПРОИЗВЕДЕНИИ

Русалочка - вторая электронная опера композитора Виктора Аргонова. По форме она близка к "2032", но имеет несколько отличий. Опера состоит из трёх частей и длится 2 часа. В ней есть строгая система инструментовки (каждый инструмент имеет свой смысл), а все мелодии хотя бы раз проводятся в ариях или крупных инструментальных композициях (нет чисто фоновых тем). Также в Русалочке есть сцены, которые вовсе исполнены без музыки, имитируя документальную запись на диктофон, гиперреализм, характерный для драматругии Ильи Пятова, Валерии гай Германики и др. В сравнении с "2032", для "Русалочки" характерно более плотное звучание ритм-секции в аранжировках. Здесь стало меньше элементов диско 80-х, и больше - транса, электро и даже хардкора. Впрочем, мелодии, гармонии и режиссура вокала сохраняют уже привычную эстетику проекта.

Сюжет произведения относится к жанру научной фантастики. Действие происходит в современной России. Простой гражданин, прогуливаясь по берегу моря, встречает странную немую девушку. Она преследует его и вскоре излагает о себе невероятную историю, которая звучит как завязка сюжета сказки о Русалочке. Развитие событий показывает, что девушка действительно не является человеком. Узнавая жизнь людей, Русалочка и сама начинает понимать странность своей истории. Попытка разобраться во всём лишь увеличивает число загадок и углубляет понимание пропасти между ней и людьми. При этом, Русалочка понимает, что любовь Принца - далеко не единственное, что она может обрести здесь. Однако и цена этого может оказаться огромной...

Целевой аудиторией "Русалочки" являются люди, которым интересна трансгуманистическая футурология, метаэтика, научная фантастика и мелодичная электронная музыка

Произведение официально распространяется под лицензией http://creativecommons.org/licenses/by-nc/3.0, то есть разрешено любое некоммерческое использование материалов при условии упоминания авторства. Автор также даёт согласие и на любое коммерческое использование произведения в тех случаях, когда оно не является основным источником прибыли. Без обращения к автору музыку можно ставить на радио или в кафе, исполнять на собственных концертах, где большинство материала взято из других источников. Согласие автора требуется лишь для крупных коммерческих проектов, непосредственно посвящённых творчеству Виктор Аргонов Project, таких как постановка, экранизация и т. п.

Старые версии арий

В процессе работы над оперой, некоторые ранние записи претерпели изменения, но так и остались любимы слушателями в старом варианте. По их просьбам в данном разделе они приведены в первоначальной редакции

Исходные материалы

Как и к опере "Легенда о несбывшемся грядущем", к опере "Русалочка" в будущем будут представлены детальные исходные материалы, открытые для свободного использования. На данный момент, однако, для скачивания доступны лишь инструментальные фонограммы и вокальные партии ("акапеллы") сольных арий (фрагменты 02, 03, 08, 09, 14, 18, 21, 24, 26, 34, 35, 38). Их можно использовать для создания ремиксов. Эти файлы представлены по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/me/src-dj. Каждый файл имеет название, состоящее из номера фрагмента и дескриптора типа партии: "voc" - вокал ("fin" - единая обработанная вокальная дорожка с эффектами, "raw" - необработанные вокальные партии, которые могут состоять из нескольких частей, звучащих одновременно), "ins" - инструментальная фонограмма, "mel" - грубая инструментальная версия вокальной партии. Последний тип партий может использоваться для облегчения записи вокала, но не для финального микса.

История написания

2005. Задумка, первые готовые строки текстов. Низкая интенсивность работ

В этом году, не смотря на самый разгар работы над оперой "2032", у Виктора Аргонова появляется идея второй мини-оперы "Русалочка" с Ариэль в роли Русалочки. Первоначально планируется, что новая опера будет просто циклом из пяти песен без сценической речи, имеющим примерно следующий вид

  1. Первая ария Сказочницы (нынешняя ария "02 Сделать шаг" ) - в исполнении Елены Яковец
  2. Ария Отца (нынешняя ария "03 Ты идёшь наверх") - в исполнении Виталия Трофименко
  3. Первая ария Русалочки (осталась в стадии неясной задумки) - в исполнении Ariel
  4. Вторая ария Сказочницы (нынешняя ария "26 В том сне") - в исполнении Елены Яковец
  5. Вторая ария Русалочки (трансформировалась в большую группу фрагментов во второй части оперы) - в исполнении Ariel

Цикл предполагется фэнтэзийно-гротескным, отчасти реконструкционным, но без рационального объяснения происходящих действий. Концовка повторяет финал сказки Андерсена, а сон Русалочки рассказывает об альтернативном диснеевском хэппи-энде, которому не суждено было сбыться. Общий дух условен, предполагается, что слушатель и так знаком с первоисточниками. По изначальной идее, роль принца в тексте не предполагается, и сюжет иллюстрирует почти исключительно взгляд со стороны Русалочки. По существу работ, в 2005 году написаны лишь несколько строк, которые потом вошли в арию "22 В том сне".

2006. Переосмысление сюжета, первые готовые мелодии. Низкая интенсивность работ

В начале года под впечатлением минимализма Ф. Гласса Виктор пишет авангардный набросок - музыкальную иллюстрацию известного в математике сценария Фейгенбаума (последовательности бифуркаций удвоения периодов колебаний). В будущем он ляжет в основу композиции "16 Познание сложного", но поначалу мыслится вне контекста "Русалочки".

В середине года появляется понимание, что пятью песнями будущая опера не ограничится. Предполагается, что длина её может составить порядка часа. Появляется желание рационально обосновать сюжет. Сначала предполагается связать существование русалок с радиационными мутациями, а затем - с инопланетным влиянием. Появляется идея посвятить оперу нанотехнологиям (это происходит ещё до знаменитой речи В. Путина, после которой тема становится скандально популярной). Решено, что действие "Русалочки" будет происходить во Владивостоке. На базе старых набросков 1997-2001 годов написаны мелодии для инструменталов "01 Предания неведомых миров" и "28 Федеральная трасса", куплеты арий "35 Свой путь" и "09 Их жизнь". На фото - Виктор Аргонов, 2006 год.

2007. Средняя интенсивность работ

Написаны или собраны из старых запчастей ещё несколько мелодий (арии "21 Единая власть" и "02 Сделать шаг", припев арии "09 Их жизнь", куплет и припев арии "03 Ты идёшь наверх"). В частности, припев "03 Ты идёшь наверх" стал первой и пока что почти единственной мелодией автора, в значительной степени написанной при помощи компьютерной программы - автоматического композитора. Некоторые музыкальные идеи из этой мелодии также использованы при написании припева арии "09 Их жизнь". Уже в этом году предполагалось записать арию "02 Сделать шаг" с Еленой Яковец, но она загружена работой и фактически отходит от участия в проекте. В дальнейшем она вовсе уезжает в Санкт-Петербург. Запись этой песни откладывается почти на три года, запись каких либо вообще вокальных партий - на два года

К концу года по-настоящему готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28.

2008. Низкая интенсивность работ

Написаны куплет и припев арии "18 Место для нас", куплет арии "08 Сияние", и, пожалуй, более ничего значимого. Написание текста останавливается. За отдельными исключениями, он по-прежнему представляет собой, скорее, набор набросков, нежели готовых фрагментов. Сюжет остаётся сырым. В частности, в нём ещё отсутствует эсхатологический элемент, а главная драма разворачивается вокруг риска Русалочки не успеть вовремя поцеловать Первого Принца. Виктор и Ариэль заняты деятельностью в рамках группы Комплексные числа. В частности, Виктор изготовляет анимационный клип на песню "Неизбежность", который завоёвывает немалую популярность на Youtube. К концу года у группы почти готов материал для макси-сингла "Последнее кольцо" - на данный момент, фактически, их третьего альбома. На фото - Ариэль, 2008 год.

К концу года всё так же готова бета-версия лишь одного фрагмента: 28.

2009. Первые вокальные записи, готовность большинства мелодий и текстов. Высокая интенсивность работ

Почти полностью дописаны оставшиеся мелодии и тексты. С давними участниками проекта Виталием Трофименко (роль Отца) и Ариэль (роль Русалочки) произведены первые вокальные записи для оперы - арии "03 Ты идёшь наверх" и "09 Их жизнь". Постепенно становится очевидно, что опера не укалыдывается в 1 час и по длительности будет сравнима с 2032. В качестве исполнителя роли Второго Принца в проект вступает солист группы CryptoX Николай Перминов, с которым записывается ария "14 Встретились мы здесь". На фото - Николай Перминов, 2011 год.

К концу года готовы бета-версии 7 фрагментов: 01, 03, 06, 09, 14, 16, 28.

2010. Готовность большинства вокальных записей. Средняя интенсивность работ.

В качестве исполнительницы роли Сказочницы в проект вступает актриса театра Тихоокеанского флота Александра Пряха, с ней записывается большинство арий. С Николаем Перминовым записывается ария "18 Место для нас". Остаются вакантными ряд ролей второго плана, предпринимается ряд неудачных попыток записи сценических номеров и создания шумового оформления. В целом, запись речи задерживается. Открывается данный сайт, корректируется сюжет и либретто, производятся некоторые другие работы. На фото - Александра Пряха, 2006 год.

К концу года готовы бета-версии 13 фрагментов: 01, 02, 03, 06, 08, 09, 14, 16, 18, 26, 28, 32, 38.

2011. Готовность большинства речевых записей. Высокая интенсивность работ

Появляются исполнители всех оставшихся ролей. Фриланс-актёр озвучки Александр Солнышкин берётся за роль Первого Принца, актёр минских театров Eye и ИнЖест Виталий Зданевич – за роли Второго Бандита и Студента. Сам автор - Виктор Аргонов - решает сыграть роли Доктора и Первого Бандита. Интенсивно записываются оставшиеся вокальные партии и сценическая речь. По мере увеличения степени готовности материала, выясняется, что опера по длительности не укладывается не только в ранее запланированный час, но даже и в 90 минут. Реальная длительность оперы составляет порядка 120 минут. Принято решение разделить её на три части, а не на две, как предполагалось ранее. На фото - Александр Солнышкин, 2009 год, Виталий Зданевич, 2010 год, Виталий Трофименко, 2007 год, Виктор Аргонов, 2009 год.

К концу года готово подавляющее большинство записей голосов для первой и второй частей оперы, но в связи с нерешённостью вопроса о шумовом оформлении сцен, за год не представлен ни один бета-фрагмент.

2012. Готовность шумового оформления и полной бета-версии оперы. Высокая интенсивность работ

С начала года записываются недостающие партии голосов. Летом начинается работа над шумовым оформлением сцен. В августе в бета-версии представлены целиком первая и вторая части оперы. 15 ноября представлена бета-версия третьей части оперы.

2013. Готовность официальной электронной версии оперы. Высокая интенсивность работ

Ведётся работа над готовой версией оперы: окончательно приводятся в порядок инструменты, дозаписывается один дополнительный фрагмент "25 О масштабах происходящего", производятся небольшие изменения в тексте некоторых фрагментов, стандартизируются громкости фрагментов.

2 июля представлена готовая электронная версия оперы. Именно этот день считается официальной датой готовности произведения.

В июле дополнительно представлены цензурная версия фрагмента "11 Бандиты" и выложен официальный набор старых версий некоторых арий (раздел "старые версии арий" на данной странице). В августе-сентябре произведён сбор средств на издание тиража аудио-CD оперы.

2014. Готовность обложки. Издание оперы на традиционном носителе.

В марте завершена работа над официальной обложкой оперы (выполнена студией Yamato Design). В апреле начаты продажи оперы на сервисе iTunes. 20 июня музыкальным лэйблом Dizzaster / Dark Media Group и творческим объединением Neane Records издан тройной аудио-CD оперы. Подробности издания и информацию о возможности приобретения дисков и iTunes-записей можно узнать на странице сайта iTunes и CD.