• В главных ролях

  • Анатолий Милиневский - Виталий Трофименко
  • АСГУ / Светлана Лимаева - Ариэль
  • Рассказчица, Ведущая концерта - Елена Яковец
  • Рассказчик, Радиослушатель 2, Член делегации - Денис Шамрин

  • В эпизодических ролях

  • Диктор радио - Дмитрий Гончар
  • Заведующий отделением стационара - Сергей Гончаров
  • Программист Соколов - Андрей Иванов
  • Радиослушатель 1, Программист 1 - Евгений Гриванов
О ПРОИЗВЕДЕНИИ

Легенда о несбывшемся грядущем -- первая полуторачасовая электронная опера владивостокского композитора Виктора Аргонова. Продолжая традиции таких всемирно известных произведений, как "Юнона и Авось", "Иисус Христос Суперзвезда" и "Война Миров", "Легенда о несбывшемся грядущем", при этом, представляет собой первый (на сколько нам известно) отечественный опыт создания вокально-инструментального произведения крупной формы с ориентацией на ритмическую электронную музыку (главным образом - с прямым ритмом). Аранжировки выполнены в стилях техно-поп, электро/синти-поп, позднего диско, new age, "космической" электроники. Будучи неклассическим произведением, опера включает в себя не только вокальные арии и диалоги персонажей, но и речевые и инструментальные номера. Некоторые фрагменты (арии песенной формы и инструментальные композиции) могут адекватно восприниматься как почти самостоятельные произведения, другие же немыслимы в отрыве от общего сюжета.

Сюжет произведения относится к жанру альтернативной истории. Действие происходит в 2032 году в СССР. Это ни антиутопия, ни утопия, ни гротеск. Скорее попытка фантастического переосмысления коммунистической идеи, её болезненного романтизма и трагизма, столкновения недостижимого христианского идеала всеобщей любви и рационалистических экономических задач. Любовь индивидуальная и любовь всеобщая, война локальная и война глобальная, поиск рая на земле и стремление к самоуничтожению, разум искусственный и разум человеческий... Здесь нет пропаганды за или против, здесь есть лишь проблема. И, подобно жанру фэнтези, где средневековая обстановка не означает стремления автора вернуться в средневековье, здесь социализм также не претендует на политический пафос -- он лишь создаёт атмосферу, определённую эстетику происходящего.

Целевой аудиторией "Легенды о несбывшемся грядущем" являются люди, которым интересна социальная философия, научная фантастика и мелодичная электронная музыка

Произведение официально распространяется под лицензией http://creativecommons.org/licenses/by-nc/3.0, то есть разрешено любое некоммерческое использование материалов при условии упоминания авторства. Автор также даёт согласие и на любое коммерческое использование произведения в тех случаях, когда оно не является основным источником прибыли. Без обращения к автору музыку можно ставить на радио или в кафе, исполнять на собственных концертах, где большинство материала взято из других источников. Согласие автора требуется лишь для крупных коммерческих проектов, непосредственно посвящённых творчеству Виктор Аргонов Project, таких как постановка, экранизация и т. п.

Следует особо отметить, что "Легенда о несбывшемся грядущем" представляет собой первую в мире оперу с открытыми исходными материалами - как аудио, так и миди-форматов. Подробная информация представлена ниже в разделе "Исходные материалы".

Исходные материалы

На сколько нам известно, "Легенда о несбывшемся грядущем" является первой в мире оперой с открытыми исходными материалами. Исходные материалы к ней представлены в виде двух наборов.

Первый набор материалов называется "scr-dj". Он представлен по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-dj Это адаптированный набор wav-файлов инструментальных фонограмм и вокальных партий сольных арий (фрагменты 04, 06, 09, 10, 12, 15, 17, 21, 24, 27, 31, 32), которые можно использовать для создания ремиксов в любой звуковой программе. Каждый файл имеет название, состоящее из номера фрагмента и дескриптора типа партии: "voc" - вокал, "ins" - инструментальная фонограмма, "mel" - грубая инструментальная версия вокальной партии, "met" - метроном. Последние два типа партий могут использоваться для облегчения записи вокала, но не для финального микса.

Второй набор материалов называется "scr-real". Он представлен по адресу http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-real Это набор реальных рабочих архивов ".zip", где помимо звуковых файлов отдельных партий (как правило, коротких, и нуждающихся в дальнейшем монтаже) есть файлы аранжировок (как правило, формат ".cpr") и многодорожечных звуковых миксов (формат ".ses"). Для работы с ними необходимы программы Steinberg Cubase SX (хотя бы для конвертации .cpr в .mid) и Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 (подойдёт и его аналог Adobe Audition версии не выше 1.5). В отличие от набора "src-dj", набор "src-real" охватывает все фрагменты оперы. Номер архива соответствует фрагменту или группе фрагментов, которые переходят друг в друга без пауз. Для того, чтобы начать работу, следует найти файлы .ses и .cpr, открыть их нужной программой и разбираться в их структуре. Иногда для открытия файла формата ".cpr" также потребуются файлы сэмплов в формате ".sf2", в основном для ударных. Их можно найти в файле http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-samples.zip.

Более подробное описание работы с исходниками можно найти в файле http://store.complexnumbers.lenin.ru/le/src-description.rtf.

Текст
История написания

1999. Задумка, первые готовые мелодии. Низкая интенсивность работ

К Виктору Аргонову впервые приходит идея техно-оперы о холодной войне между США и СССР. Первоначально в ней планируется объединить западный пропагандистский дух милитаристских “страшилок” об СССР и одновременно романтизм великой мечты, ради которой людям не страшно уничтожить даже само человечество. Появляются наброски текстов к песне "04 В звёздном вихре времён", а также (в последних числах года) - основные мелодии к инструментальной композиции "22 Красный рассвет".

2000. Обсуждение сюжета. Низкая интенсивность работ

Виктор Аргонов предлагает писать оперу всей группой "Комплексные числа", хотя реально эта идея оказывается интересной лишь Илье Пятову. Пишется ряд ключевых мелодий (например, куплеты и припевы "12 К призрачному свету" и "04 В звёздном вихре времён" (пока ещё по отдельности), а также ряд мелодий, которые в дальнейшем вошли в авторской альбом Ильи Пятова "Возвращение к действительности"). Виктор и Илья обсуждают сюжет. Придуманы завязка, связанная с Романовым, сцена признания Светланы Лимаевой, третья мировая война, развязанная с участием исламистов. Поначалу предполагается, что основной сюжет разворачивается в начале 2000 годов, тематика искусственного интеллекта - АСГУ - ещё отсутствует, но предполагается наличие дополнительного героя - журналиста в исполнении Ильи. Между авторами проявляются большие разногласия как по сюжету (Илья настаивает на большем упоре на гуманитарные вопросы отношений людей, Виктора больше интересуют цивилизационные, идеологические вопросы), так и по технической реализации (Илье не нравится большой упор на электронику, также он настаивает, что песни должны писаться только на готовые тексты, а либретто в идеале должен писать один человек). В целом, 2000 год не является периодом активной работы над оперой, основное внимание участников занимает второй альбом Комплексных чисел. На фото - Виктор Аргонов, 2000 год.

2001. Черновая готовность сюжета, готовность большинства мелодий. Высокая интенсивность работ

Виктор и Илья приходят к мысли, что написать им оперу в соавторстве невозможно. Виктор решает реализовывать свою идею сам, исключив большинство сюжетных модификаций Ильи. Появляется история, связанная с АСГУ, Плотниковым, проблемами автоматизации производства. Сюжет переносится в 2032 год. Появляются первые наброски либретто. Именно в этом году Виктор заканчивает университет, поступает в аспирантуру Тихоокеанского океанологического института и в июне едет на поезде в свою первую научную командировку в Минск и Нижний Новгород. В дороге, ввиду вынужденного безделия, он плотно обдумывает сюжет. Мысли, накопленные в поездке, выливаются в интенсивный полугодовой "марафон" деятельности, в результате которого к концу года готово большинство мелодий оперы (в основном, не сформированные в треки). Илья Пятов основывает с Ольгой Шинкоренко отдельный проект для написания собственной оперы "Одна из моих жизней". На фото - Илья Пятов, 2001 год.

К концу года готовы бета-версии 3 инструментальных фрагментов: 01, 07, 22.

2002. Первые готовые тексты. Средняя интенсивность работ

Продолжается написание мелодий, придумано название оперы "Легенда о несбывшемся грядущем", ведётся активная работа над либретто, но в целом происходит спад активности. Автор вновь значительно занят "Комплексными числами" (издаются диски двух первых альбомов). В конце года из города уезжает солистка "Комплексных чисел" Наталья Митрофанова, которой планировалось предложить роль рассказчицы. Запись первых вокальных партий откладывается. Вместе с тем, в 2002 году Виктор всерьёз открывает для себя японскую мультипликацию, обнаруживает множество эстетических параллелей со своим творчеством и начинает посещать владивостокский аниме-клуб, где встречает Ариэль - будущую солистку проекта. На фото - Ариэль, 2002 год.

К концу года готовы бета-версии 5 инструментальных фрагментов: 01, 07, 19, 22, 29.

2003. Первые вокальные записи, готовность большинства текстов. Средняя интенсивность работ

В аниме-клубе Виктор знакомиться с Ариэль, которая становится исполнительницей двойной роли Светланы Лимаевой и АСГУ. В этом же году исполнительницей ещё одной вокальной роли - роли рассказчицы - становится актриса Приморского краевого театра кукол Елена Яковец. Делаются первые вокальные записи, в том числе - "12 К призрачному свету" и "31 Зима". По мнению многих слушателей, именно эти две песни являются лучшими фрагментами оперы. Готовы большинство мелодий и текстов. Выполнен предварительный дизайн обложки. После долгого раздумья автор принимает решение выпускать оперу под маркой не "Комплексных чисел", а отдельного проекта "Виктор Аргонов Project". По этой причине, именно 2003 год считается официальным годом основания проекта. На фото - Елена Яковец, 2004 год.

К концу года готовы бета-версии 7 фрагментов: 01, 07, 12, 19, 22, 29, 31.

2004. Средняя интенсивность работ

К работе в качестве исполнителей речевых ролей подключаются диктор радио "Квартал", преподаватель сценической речи Дальневосточной государственной академии искусств Денис Шамрин (Рассказчик, Делегат, Радиослушатель 2), бывший диктор приморского государственного радио Дмитрий Гончар (Диктор) и звукорежиссёр, хозяин студии, где проводится запись, Евгений Гриванов (Радиослушатель 1, Программист 1). Помимо исполнения ролей, Денис Шамрин берётся за режиссирование сценической речи. Записывается большинство партий Рассказчика и Рассказчицы. В этом году Виктор понимает, что оставаться на старой инструментальной базе (тон-генератор Yamaha SW60XG и звуковая плата SBLive с сэмплами Sound fonts) уже нельзя, ибо она не позволяет получить по-настоящему плотное звучание ритм-секции. Предпринимаются первые попытки освоить программные Vst-инструменты. На фото - Денис Шамрин, 2005 год.

К концу года готовы бета-версии 14 фрагментов: 01-04, 07, 11, 12, 15, 17, 19, 22, 29-31.

2005. Готовность большинства вокальных записей. Высокая интенсивность работ.

После сложного поиска найден исполнитель главной роли (Анатолия Милиневского) - Виталий Трофименко. На эту роль требовался обладатель не слишком молодого, но чистого мужского голоса, подходящий в качестве как вокалиста, так и исполнителя речи (большинство претендентов оказывались либо неподходящими вокалистами, либо имели слишком молодой голос на речи). С этого момента работа вступает в самую активную фазу. Интенсивно записывается вокал и речь. С актёром владивостокского театра Тихоокеанского флота Андреем Ивановым записывается партия Программиста Соколова. В аранжировке начинают активно использоваться vst-инструменты, некоторые готовые аранжировки в значительной степени переводятся на новую инструментальную базу. Открывается сайт оперы http://2032.ru (ныне ссылающийся на данную страницу). На фото - Виталий Трофименко, 2007 год.

К концу года готовы бета-версии 21 фрагмента: 1-12, 15-17, 19, 22, 24, 29-31.

2006. Готовность всех вокальных записей и бета-версии произведения. Высокая интенсивность работ.

В январе на сайте представлена бета-версия всей первой части и некоторые фрагменты из второй. Дописываются вокальные и речевые партии, корректируются аранжировки. С актёром владивостокского театра Тихоокеанского флота Сергея Гончарова записывается партия Доктора. С участником группы "Комплексные числа" Александром Асинским записываются гитарные партии. К концу года завершена запись всей сценической речи и вокала. На фото - Виктор Аргонов, 2006 год.

К концу года готова и представлена на сайте бета-версия всей оперы – 32 фрагмента.

2007. Завершение работ: готовность электронной версии оперы и её первое издание на традиционном носителе.

В январе-марте исправляются отдельные недочёты в монтаже и аранжировке.

11 марта на сайте представлена окончательная электронная версия оперы.

В марте-апреле компанией MC Entertainment выполняется редизайн обложки (основное изменение - добавлен красный флаг), название оперы меняется с "Легенда о несбывшемся грядущем" на "2032: легенда о несбывшемся грядущем". Летом этой же компанией издаётся двойной CD оперы, и в августе он представлен в свободной продаже.

2013. Принятие решения о переиздании CD. Новый дизайн обложки.

Ввиду исчерпания первого тиража и наличия новых желдающих приобрести оперу на CD, автор принимает решение переиздать её в формате упаковки Digipack (одновременно с изданием CD новой оперы "Русалочка"). Студия Yamato Design делает новый, более красочный, дизайн обложки, который становится официальным.

2014. Второе издание оперы на традиционном носителе.

В марте начаты продажи оперы на сервисе iTunes. 20 июня музыкальным лэйблом Dizzaster / Dark Media Group и творческим объединением Neane Records издан двойной аудио-CD оперы. Подробности издания и информацию о возможности приобретения дисков и iTunes-записей можно узнать на странице сайта iTunes и CD.